Самый крупный образовательный проект Фонда, существующий с 2000 года. Программа объединяет профессионалов из сферы высшего образования и смежных областей, готовых сделать свой вклад в развитие общества и обеспечивать устойчивость изменений.

Культура устойчиво входит в пятерку самых популярных направлений благотворительности. Почему меценаты, фонды и корпорации вкладывают миллионы в культурные проекты? Как доноры выбирают, кого поддерживать, что надеются получить взамен, какие механизмы используют? Как «подружить» деньги и искусство, обсуждали 17 ноября 2016 в Уфе на круглом столе «Благотворительность и культура», прошедшем в рамках форума «Диалог женщин. Благотворительность без границ».
По данным исследования Форума Доноров, культура совсем немного уступает образованию по популярности среди благотворительных фондов. В культурные проекты вкладывают 44% меценатов-собственников бизнеса.
− Эта сфера интересна и меценатам, и фондам, и корпорациям, - отметила модератор круглого стола Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина. − Это не случайно: культура объединяет нас, помогает становиться лучше. Любой проект в этой сфере – не только про культуру, но и про образование, и про социальные аспекты, и про воспитание. Оценить эффект от поддержки культурных инициатив сложно, он многоуровневый. Часто возникает тема потенциального конфликта между социальным и эстетическим. Как помогать культуре правильно? Именно об этом мы и будем говорить.
Оксана Орачева поделилась опытом Фонда, который более 15 лет поддерживает российские музеи. «Важно определиться, что мы хотим видеть в результате нашей поддержки. Мы для себя обозначили три приоритета: открытость и доступность (современный музей – это место, где происходит диалог людей самого разного возраста и социального положения), просвещение и поддержка профессионалов. Именно с этих позиций мы выбираем проекты и оцениваем их эффективность При этом мы стараемся выравнивать возможности: большой город или небольшое село − сильные проекты есть везде, и они, как локомотивы, ведут за собой других. К примеру, среди победителей нашей программы «Музейный десант» в прошлом году был такой гигант, как Государственный Эрмитаж, и музей села Кимжа Архангельской области».
Амина Шафикова, министр культуры Башкортостана, подчеркнула важность поддержки меценатства на государственном уровне. Она рассказала о том, как это происходит в республике, приведя в пример недавно открытую музыкальную школу для талантливых детей, художественную выставку-ярмарку произведений искусства «Арт-Уфа», ставшую постоянной, а также конкурс Спивакова, победители которого получали мастеровые скрипки. «Мы стараемся, чтобы люди были не только потребителями благотворительной помощи, но и сами помогали – например, работает проект «Дети детям», когда ученики музыкальных и хореографических школ каждую неделю проводят концерты в республиканской больнице», - рассказала министр. Она также напомнила, что Минкультуры Башкортостана учредило памятный знак для меценатов.
Не зацикливаться на успешных, с точки зрения благотворительности, регионах, а искать возможность помощи тем, кто не очень умеет о ней просить, призвала Наталия Дементьева, член комитета совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. «У нас есть глубинка в сердце России – там тоже энтузиасты, но к ним никто пока не доехал. Содействие культурному развитию регионов должно быть предметным, конкретным, плановым, а не ограничиваться общими словами», − подчеркнула она.
Помощь глубинке, небольшим городам и селам может дать максимально яркий эффект – об этом говорила Елена Коновалова, руководитель программы «Культура» Благотворительного фонд Тимченко. «В 2014 году мы провели конкурс «Культурная мозаика малых городов и сел» и убедились: жизнь есть не только в городах-миллионниках. Да еще какая, самобытная, активная: вместо пары сотен заявок, как ожидали, мы получили более двух с половиной тысяч. Вложили 209 млн рублей, поддержали 233 проекта – это и развитие общественных пространств, и народное творчество, и праздники. Получили огромную волну энтузиазма и веры в том, что все получится».
− Для крупного бизнеса поддержка культуры очень важна, − отметил Александр Архипов, директор по корпоративной благотворительности и внутренним коммуникациям компании GTI. − Искусство стимулирует разнообразие мыслей и чувств, создает условия для всеобщего процветания. Людям живется легче. А бизнес всегда стремится к тому, чтобы улучшить условия своего существования.
Он рассказал о совместном проекте с Центром современного искусства «Гараж» и Обществом глухих по введению в словарь жестового языка понятий, связанных с искусством: «Это позволит людям с ограничениями по слуху разобраться в проблематике искусства. Проект продолжается: готовится серия экскурсий. Создана программа «Такой счастливый мир» - в каждом музее Москвы будет хотя бы один человек, владеющий основами жестового языка». По его словам, важно уметь взглянуть на вопрос по-новому: «Выяснилось, что пандусы для колясочников в музеях не решают ключевую проблему. А она заключается в высоте, на которой висят картины: люди на колясках просто не могут их рассмотреть. Поэтому мы запустили проект по созданию в Пушкинском музее панелей, помогающим людям с ограничениями увидеть произведения искусства с комфортной для них точки зрения», − рассказал Архипов.
Рано или поздно к мысли о благотворительности приходят и деятели культуры, достигшие высот мастерства – например, балерина Илзе Лиепа инициировала фонд поддержки талантливых детей. «Создание фонда было продиктовано жизнью: с его помощью мы смогли привлечь больше друзей и меценатов», − рассказала балерина Илзе Лиепа.– «На нашем попечении два монастырских приюта – фонд помог им купить автобусы. Мы проводим конкурс-фестиваль по всей России, задача которого – обратить внимание на культуру танца, развить ее. Возрождаем традиции кадетского бала. Мы не выдумываем проекты – делаем то, что не можем не делать».
Фонд «Соединение» не поддерживает культуру – он занимается слепоглухими людьми. «Зато культура очень помогает нам и нашим подопечным, − рассказала Татьяна Константинова, исполнительный директор фонда «Соединение». – На базе 33 библиотек для слепых мы создали досуговые центры, где проходят конкурсы, экскурсии, лекции. Адаптируем музейные экспозиции для людей, не способных видеть и слышать, оснащая залы брайлевской инфраструктурой. Сейчас готовится большой проект с Эрмитажем: выбрано несколько картин, в том числе, «Мадонна с младенцем» Рафаэля, которые будут полностью адаптированы для восприятия слепоглухими людьми: вплоть до запахов. Есть огромный театральный проект – мы поставили в Театре Наций документальный спектакль «Прикасаемые», основанный на реальных историях слепоглухих людей. Они играют в этом спектакле. Никто не знал, как включить их в контекст спектакля – как сделать так, чтобы это не выглядело, как плохая художественная самодеятельность. Кажется, у нас получилось.
Кстати, часть доходов от этого спектакля получил фонд помощи хосписам «Вера». «Мы не занимаемся поддержкой культуры, но без развития культуры не можем существовать, − отметила президент Фонда помощи хосписам «Вера» Юлия Матвеева. - Мы работаем в сложной сфере, где на текущий момент есть отрицание темы смерти. Люди не хотят об этом думать и боятся признать, что паллиативная помощь нужна. 40% населения вообще не подозревают о ее существовании, уверенные, что люди бывают только молодыми, здоровыми и бессмертными. Институты культуры позволяют развивать общество. Только развитое общество может относиться к больным и старикам правильно».
Юлия Матвеева рассказала о литературном проекте, объединившем самых разные писателей: «Акунин, Улицкая, Лимонов, Смирнова – все в одной книге. В результате Фонд получил порядка 8 млн рублей, что составляет стоимость поддержки региональных хосписов в течение года».
Еще один пример, когда культура работает как социальный инструмент – помощь трудным детям. «Через культуру нам удается вытаскивать даже самых сложных детей, − рассказала Татьяна Медюх, руководитель дирекции фандрайзинга, маркетинга и коммуникации, член правления Благотворительного фонда «Виктория». − Вместе с Академией хорового искусства мы делали проект «Белый пароход» - находили в самых отдаленных городах и селах музыкально одаренных детей, и они поступали учиться в Академию. Мы развиваем таланты детей, находящихся в детских домах. Кстати, недавно рисунки одной девочки, бывшего ребенка-Маугли (в шесть лет она не умела говорить), стали основой для коллекции фарфора Императорского фарфорового завода. С помощью театра мы работаем со сложными детьми в детской деревне в Армавире. Культура помогает объединить и расшевелить всех».
Иллюстрацией эффекта вложения в культуру стал Артур Назиуллин, директор Благотворительного фонда содействия развитию талантов и Профессионального мастерства молодёжи Владимира Спивакова в Республике Башкортостан. Талантливый кларнетист, он был одним из тех, кто в юности получал помощь от фонда знаменитого музыканта. Теперь помогает другим талантливым детям найти свою дорогу в творчестве и жизни. «Наша цель – развитие таланта будущих профессиональных музыкантов. Наша страна славится исполнительской культурой. Поэтому мы проводим Летние школы, фестиваль «Москва встречает друзей» и запускаем Академии маэстро Спивакова в Южно-Сахалинске и Альметьевске», - рассказал Назиуллин, подчеркнув, что культура – это экология современного общества.