На Венецианской биеннале прошла дискуссия на тему сохранения современного искусства

В Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции прошла экспертная дискуссия «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху». В ходе дискуссии была представлена новая стипендия Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства.

Дискуссию модерировала Лена Стрингари, заместитель директора по вопросам хранения и реставрации Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, выступавшая куратором таких дидактических выставок как Imageless: The Scientific Study and Experimental Treatment of an Ad Reinhardt Black Painting (2008) и Jackson Pollock: Exploring Alchemy (2017). Лена Стрингари играла ключевую роль в подготовке программ Panza Collection Initiative и Variable Media Initiative в музее Гуггенхайма.  Она является внештатным преподавателем Института изобразительного искусства при Нью-Йоркском университете, а также активно выступает с лекциями по вопросам сохранения современного искусства.

Участниками дискуссии стали:

·  Исбранд Хуммелен, ведущий научный сотрудник Лаборатории национального культурного наследия при Управлении по вопросам охраны культурного наследия Королевства Нидерланды.

·  Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководитель проекта в области современного искусства «Эрмитаж 20/21».

·  Алиса Прудникова, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Открыла дискуссию Лена Стрингари, которая на примере работы реставрационного отдела Музея Соломона Гуггенхайма рассказала о сложностях консервации и репрезентации современного искусства. «Работа с современными художниками ставит перед нами ряд вызовов, связанных в том числе с устареванием технологий и определением соотношения оригинала и копии. Например, Дэн Флавин для создания инсталляций использовал флуоресцентные лампы, а работа Шэрон Хэйес «In the future» задействовала слайдовый проектор и пленку – эти предметы в наше время уже не производятся. Сегодня художники обращаются к современным технологиям вроде айфона, приложений, социальных сетей, которые тоже рано или поздно устареют. Как быть консерваторам и реставраторам в такой ситуации?».

Дмитрий Озерков разделил озабоченность Лены Стрингари: «Сложность возникает даже на этапе переноса инсталляции из одного зала в другой, если художник не дает четкой инструкции, как это делать – в таком случае приходится осуществлять замеры расположения элементов инсталляции и продумывать их размещение в новом пространстве, чтобы при этом не было потери смысла. В Эрмитаже есть и цифровые работы, при этом в коллекции музея не может находиться нематериальный объект – сам файл не может быть поставлен на учет, только жесткий диск, DVD или флеш-карта. Но тогда возникает вопрос – что мы считаем искусством?».

Алиса Прудникова отметила, что у ГЦСИ необходимые для хранения произведений современного искусства условия есть только в Москве, при этом одним из важнейших проектов музея является Уральская индустриальная биеннале современного искусства, которая работает со спецификой регионов. Проводя биеннале, возникает вопрос консервации инсталляций – ранее экспонаты после мероприятия утилизировались, но сейчас сотрудники музея пытаются найти возможность их дальнейшей репрезентации. «В регионах России работают художники, которые должны быть видимыми, вовлеченными в художественные сообщества. Важно говорить о сохранении искусства, однако сейчас в нашей стране в приоритете поиск ответа на вопрос – как работать с разными аудиториями и находить с ними общий язык, рассказывая о современном искусстве».

О сохранении не только объектов, но и контекстов рассказал Исбранд Хуммален: «Сложно сохранять современное искусство – в его природе интерактивность, изменчивость. А консервация – это как раз попытка сделать так, чтобы ничего не менялось, ее главной целью является материальная стабильность. Сегодня же мы имеем дело с нестатичным, зачастую цифровым искусством. Оно не укладывается в существующие модели коллекционирования, поэтому мы должны изменить существующие парадигмы. Произведение искусства провоцирует поиск решения в различных областях знаний, а музей – идеальная платформа, чтобы поделиться результатом этого поиска с обществом».

В завершении дискуссии генеральный директор Фонда Оксана Орачева представила новую стипендию Владимира Потанина для специалистов по сохранению современного искусства: «Фонд осознает важность поддержки талантов и необходимость двигаться вперед, развивая международное сотрудничество. Я рада, что такое инновационное междисциплинарное поле будет изучено стипендиатами, которые после учебы за рубежом привезут в Россию новые знания».